18. Винтовой компрессор

Наиболее распространены винтовые и пластинчатые маслозаполненные роторные компрессоры, имеющие много общего (система охлаждения воздуха, система регулирования производительности и др.).

В литом корпусе 13 (рис. 56) винтового компрессора расточена полость, представляющая собой два пересекающихся круговых цилиндра. В цилиндрические расточки помещены два ротона 14 и 31 с винтовыми впадинами и зубьями.

Винтовой компрессор

Винтовой компрессор Рис. 56. Винтовой компрессор:
1 – ведущий вал мультипликатора; 2 – полумуфта; 3 – корпус клапана; 4 – конечный ниппель; 5 – поршень;
6, 9 – пружины; 7 – стакан; 8, 33 – впускной и обратный клапаны; 10 – прокладка; 11 – палец;
12 – воздухоочиститель; 13 – корпус; 14, 31 – роторы; 15 – кронштейн; 16 – регулировочный болт;
17, 26 – ведомый и ведущий шкивы; 18 – ремни; 19 – ось; 20 – ступица; 21 – крестовина; 22 – гайка;
23 – подшипник; 24 – вентилятор в сборе; 25 – лопасть; 27 – приводной вал; 28 – масляный насос;
29 – опорная лапа; 30 – мультипликатор; 32 – патрубок

Ведущий вал 1 соединен полумуфтой 2 с валом двигателя и передает вращение главному ведущему ротору через мультипликатор 30. Поэтому частота вращения главного ротора 31 выше частоты вращения вала двигателя. Второй (ведомый) ротор получает вращение от главного ротора.

При работе двигателя роторы вращаются и всасывают в рабочую полость через открытый впускной клапан 8 атмосферный воздух, который предварительно проходит очистку в воздухоочистителе 12. По мере поворота роторов воздух в рабочей полости сжимается, и его температура повышается. Для охлаждения в нее масляным насосом 28 впрыскивается охлажденное масло. В результате в рабочей полости образуется смесь сжатого воздуха и масла, которая выталкивается через нагнетательный патрубок 32 в масловоздухосборник.

Масляный насос 28, установленный на торцовой части компрессора, и вентилятор 24, смонтированный на кронштейне 15, получают вращение от ротора 31.

Компрессор крепится болтами на раме станции.

Винтовой механизм представляет собой два многозаходных ротора 6 (рис. 57) и 7 с винтовой нарезкой специального профиля, которые размещены внутри чугунного корпуса 16. Всасывающий патрубок 4 переходит в камеру 17 всасывания, а камера нагнетания переходит в нагнетательный патрубок 8. На конце главного ротора 7 посажена шестерня 18, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 3 мультипликатора.

Винтовой механизм

Рис. 57. Винтовой механизм:
1 – вал мультипликатора; 2 – картер (корпус) сцепления; 3, 18 – ведущая и ведомые шестерни мультипликатора; 4, 8 – всасывающий и нагнетательные патрубки; 5, 11, 12, 22 – подшипники;
6, 7 – вспомогательный и главные роторы; 9 – прижимное кольцо; 10 – стакан; 13, 14 – крышки;
15 – втулка; 16 – корпус компрессора; 17 – камера всасывания; 19 – гайка; 20 – масляный насос;
21 – корпус мультипликатора

Вращение от двигателя через шестерни 3 и 18 передается главному (ведущему) ротору 7, а от него – вспомогательному (ведомому) 6. Передние концы роторов опираются на роликовые подшипники 5. задние – на роликовые 11 и радиально-упорные шарикоподшипники 12.

Охлажденное масло под давлением, создаваемым насосом 20, подается внутрь корпуса 16 сверху и заполняет зазоры между роторами и между роторами и корпусом, препятствует утечке сжатого воздуха из рабочих полостей, смазывает трущиеся детали и охлаждает сжимаемый воздух.

Техническое обслуживание. Винтовой механизм изготовлен с высокой степенью точности. Посторонние стуки при работе механизма свидетельствуют о неисправностях или износе деталей. Так, при нарушении зазоров между торцовыми плоскостями роторов и стенок возникает стук при касании торцовыми поверхностями роторов 6 и 7 поверхностей торцовых стенок цилиндра на стороне всасывания. Для устранения неисправности разбирают винтовой механизм, замеряют торцовые зазоры и устанавливают новые наборы регулировочных колец (прокладок) соответствующей толщины.

При разрушении подшипника опорного узла заменяют одновременно оба подшипника (комплект). Использовать в комплекте подшипники других номеров, не предусмотренных для данного механизма, запрещается. После замены подшипников или регулировки зазоров между торцами роторов и торцовыми стенками цилиндра винтовой механизм должен вручную проворачиваться легко и без заеданий. Разбирать и ремонтировать винтовой механизм должны высококвалифицированные рабочие в специально оборудованных мастерских.

© 2017: ООО Техпром-Н, производство компрессоров ВР 8, компрессорных станций КС