23. Схемы электрооборудования

В компрессорных станциях с приводом от двигателей внутреннего сгорания электрическую энергию используют для зажигания рабочей смеси в цилиндрах двигателя, питания электрического стартера (которым производят пуск двигателя), приборов освещения, сигнализации, контроля и измерения.

Источниками электрической энергии являются генераторы и аккумуляторные батареи.

Потребители электрической энергии (например, стартер, электролампы, переносная лампа) работают на постоянном электрическом токе. На станции принята однопроводная система электрооборудования отрицательный полюс источников тока присоединяют к металлическим частям станции («массе»).

Аккумуляторная батарея 10 (рис. 70, а) включается в сеть выключателем «массы» 11 и работает параллельно с электрическим генератором. Электрический генератор 1 переменного тока оснащен селеновым выпрямителем, преобразующим выработанный ею переменный ток в постоянный. В цепь «генератор–аккумуляторная батарея» включен реле-регулятор 4, который замыкает цепь для зарядки батареи. При малой частоте вращения генератора цепь тем же реле-регулятором 4 размыкается, прекращая поступление электрического тока в генератор из аккумуляторной батареи. Электрический стартер 12 включается с помощью реле 14 и выключателя 5. Для облегчения пуска двигателя в холодное время предусмотрена свеча 13 подогревания двигателя с дополнительным резистором 16, контрольным элементом 15 и выключателем 17 свечи.

Схема электрооборудования и габаритной сигнализации компрессорной станции

Рис. 70. Схема электрооборудования (а) и габаритной сигнализации (б) компрессорной станции с приводом от двигателей внутреннего сгорания:
1 – генератор; 2, 3 – вилки и вставки штепсельного разъёма; 4 – реле-регулятор; 5, 11, 17 – выключатели стартера, массы и подогревающих свечей; 6 – амперметр; 7 – указатель температуры масла двигателя;
8 – преобразователь указателя температуры масла двигателя; 9 – электромагнитный клапан;
10 – аккумуляторная батарея; 12 – электрический стартер; 13 – подогревающая свеча; 14, 22 – реле выключателя стартера и блокировки; 15 – контрольный элемент (спираль свечения); 16 – резистор подогревающей свечи; 18 – штепсельная розетка; 19 – осветительная арматура; 20, 21 – лампы;
23 – фонари стоп-сигнала; 24 – указатель поворота

Силу зарядного и разрядного тока показывает амперметр 6, температуру масла в двигателе – указатель 7, который работает в комплекте с преобразователем (датчиком) 8.

В систему освещения станций входят щиток приборов с выключателем, лампа освещения 21 и штепсельная розетка 18 для включения переносной лампы 20. Запускают двигатель станции в определенной последовательности. Поворотом выключателя 17 на 45° по часовой стрелке включают сначала свечу подогрева 13 и контрольный элемент 15. Питание идет от аккумуляторной батареи (генератор в этот период не работает, так как двигатель пока не запущен).

Поворотом выключателя 17 еще на 45° по часовой стрелке включают в работу реле 14, реле блокировки 22 и электростартер 12. Как только двигатель запустится и наберет нормальные обороты, ключ выключателя 17 поворачивают обратно на 90°. Электрический ток, выработанный генератором после пуска двигателя, через реле блокировки 22 поступает в реле, которое и отключает электростартер. Останавливают двигатель включением кнопки электромагнитного клапана 9. Клапан пропускает сжатый воздух в специальное пневмоустронство, которое прекращает подачу топлива и тем самым останавливает двигатель.

Для защиты от коротких замыканий в отдельные участки электросети включены плавкие предохранители.

Отдельную электрическую сеть (рис. 70, б), в которую включены фонари указателей поворота 24 и стоп-сигнала 23, вилкой 2 штепсельного разъема подключают к соответствующей электрической сети автомобиля так, чтобы при торможении автомобиля включался стоп-сигнал станции, а при включении задних фонарей-указателей поворота автомобиля включались фонари указателей поворота станции.

В компрессорной станции с электроприводом электрооборудование (рис. 71) работает от трехфазного асинхронного электрического двигателя 1. От питающей трехфазной электросети 4 электрическая энергия подводится к автоматическому выключателю 3 по силовому кабелю. При нажатии на кнопку 16 «Пуск» электрический ток по вспомогательной цепи (на рисунке обозначена тонкими линиями) поступает в катушки пускателя 2, которые замыкают основные контакты, и электрический ток включает электродвигатель. Кнопка 16 шунтируется (т. е. ее контакты соединяются вспомогательной параллельной цепью), что позволяет отпустить ее (разомкнуть), не прерывая цепь, и двигатель будет продолжать работу.

Схема электрооборудования компрессорной станции с электроприводом

Рис. 71. Схема электрооборудования компрессорной станции с электроприводом:
1 – электродвигатель; 2 –магнитный пускатель; 3 – автоматический выключатель; 4 – трёхфазная электролиния; 5 – лампа освещения; 6 – датчик минимального давления масла в компрессоре;
7 – штепсельная розетка; 8 – сигнальная лампа; 9 – выключатель; 10, 13 – предохранитель;
11 – трансформатор; 12 – электронагреватель; 14 – пакетный выключатель; 15, 16 – кнопки управления;
17, 18 – реле магнитного пускателя

При нажатии на кнопку 15 «Стоп» вспомогательная цепь размыкается и размыкает основную цепь (на рисунке показан жирными линиями) – электродвигатель останавливается.

Включенный в цепь трансформатор 11 (380/220/12 В) питает электронагреватель 12, с помощью которого в зимнее время подогревается масло компрессора до нормальной вязкости и в нужном количестве поступает для смазывания узлов компрессора. Включается электронагреватель 12 пакетным выключателем 14. Трансформатор питает также лампу освещения 5, сигнальную лампу 8 контроля падения давления в масляной системе компрессора ниже минимального значения и штепсельную розетку 7 Сигнальная лампа загорается после срабатывания датчика минимального давления б.

От коротких замыканий цепи защищают предохранители 10 и 13.

© 2017: ООО Техпром-Н, производство компрессоров ВР 8, компрессорных станций КС