Передвижные компрессорные станции

25. Ходовое устройство

Шасси прицепных компрессорных станций состоит из ДВУХ или одноосного ходового устройства и системы управления этим устройством.

Двухосное ходовое устройство (рис. 81) состоит из рамы, рессоры, осей, дышла и колес.

Двухосное шасси

Рис. 81. Двухосное шасси:
1 – подъёмное дышло; 2 – рама; 3, 6 – колёса; 4, 7 – рессоры; 5 – ящик для аккумуляторной батареи;
8, 9 – швеллеры; 10, 13 – задняя и передняя оси; 11, 12 – кронштейны для крепления агрегатов

Рама представляет собой металлическую сварную конструкцию из двух продольных и нескольких поперечных швеллеров. Жесткость конструкции придают косынки и утолки, установленные в местах соединения продольных и поперечных швеллеров. На приваренные к швеллерам кронштейны 11 и 12 крепят агрегаты станции (двигатель, компрессор и др.), а к восьми нижним кронштейнам – рессоры. На одном из продольных швеллеров прикреплен ящик 5 для аккумуляторной батареи.

На компрессорных станциях для смягчения толчков на неровностях дороги применяют листовые рессоры, подобные тем, которые установлены на грузовых автомобилях.

Рессора (рис. 82, а) состоит из нескольких выгнутых стальных упругих листов 5 различной длины, соединенных в середине стяжным центровым болтом 4. Верхний самый длинный лист рессоры (коренной) имеет ушки 1, в которые запрессованы втулки 11. Боковое смещение листов ограничено хомутиками 2. В средней части рессора охвачена двумя стремянками 7 (рис. 82, б) и крепится к оси 6. Ушки шарнирно соединены с кронштейнами 10. Один конец рессоры соединен с кронштейном шарнирно пальцем 12, другой – через компенсационную серьгу 13.

Листовая рессора и способы её крепления

Рис. 82. Листовая рессора (а) и способы её крепления (б):
1 – ушки; 2 – хомутики; 3 – коренной лист; 4 – центровой болт; 5 – листы рессоры; 6 – ось; 7 – стремянка;
8 – буфет; 9 – маслёнка; 10 – кронштейн; 11 – втулка; 12 – палец; 13 – компенсационная серьга;
14 – ось серьги

При сильном ударе колеса о препятствие установленный над осью резиновый буфер 8 упирается в раму, ограничивая максимальный прогиб рессоры. Между листами рессоры во время движения станции возникает трение, для уменьшения которого листы смазывают графитной смазкой, а пальцы рессор – консистентной.

Оси. Передняя ось 13 станции ПВ-10 (рис. 83, а) выполнена из стальной трубы, к торцам которой прикреплены шаровые опоры 1. На шаровые опоры шарнирно на шкворнях 2 посажены корпуса 3 поворотных кулаков с цапфами 9. На цапфы через конические роликоподшипники 11 надеты ступицы 8, закрытые с торцов фланцами 10. На ступицы надевают диски 12 колес и закрепляют на них шпильками с гайками.

Передние и задняя оси со ступицами колёс

Рис. 83. Передние (а, б) и задняя (в) оси со ступицами колёс:
1 – шаровая опора; 2 – шкворень; 3 – корпус поворотного кулака; 4 – клапан выпуска воздуха; 5 – колёсный тормозной цилиндр; 6 – тормозная колодка; 7 – тормозной барабан; 8 – ступица; 9 – цапфа; 10 – фланец;
11 – роликоподшипники; 12 – диск колеса; 13 – ось; 14 – сальник; 15 – втулка; 16 – стопор; 17 – колпак;
18 – гайка с шплинтом

Передняя ось передвижной компрессорной станции ПК-10 (рис. 83, б) проще по конструкции из-за отсутствия тормозов. На торцах оси 13 шкворнями 2 закреплены цапфы 9, на которые через подшипники 11 надеты ступицы 8. От грязи и пыли подшипники защищают колпаки 17 и сальники 14. С целью снижения износа в местах соприкосновения цапф со шкворнями 2 установлены бронзовые втулки.

У задней оси (рис. 83, в) станции ПВ-10 в отличие от передней к торцам оси сваркой приварены фланцы 10, к которым шпильками прикреплены неподвижно цапфы.

Дышло шасси компрессорных станций, не оборудованных гидравлическими тормозами, имеет упрощенную конструкцию и предназначено для сцепления станций с буксирующими ее автомобилем или трактором, оно также осуществляет поворот станции вслед за буксиром. Дышло изготовлено из трубы. Один конец дышла представляет собой вилку с проушинами 24 (рис. 84, а), присоединенную шарнирно к рычагу 35 «поворотного механизма, другой конец серьгу 1 для соединения с буксирным крюком автомобиля. В вертикальной плоскости дышло свободно поворачивается относительно рычага поворотного механизма.

Дышло станции без тормозов и с гидравлическими тормозами

Рис. 84. Дышло станции без тормозов (а) и с гидравлическими тормозами (б):
1 – сцепная серьга; 2 – направляющая втулка; 3 – вкладыши; 4, 10 , 15 – пружины; 5 – стопор; 6, 8, 17 – оси; 7,14 – рычаги; 9, 12 – передняя и задняя трубы; 11 – канат; 13 – корпус; 16 – упор; 18 – толкатель;
19 – стержень; 20 – контргайка; 21 – шток; 22 – пробка; 23 – главный тормозной цилиндр; 24 – проушина;
25 – трубопровод; 26, 30 – эксцентрики; 27 – тормозной барабан; 28 – тормозной цилиндр колеса;
29, 32 – тормозные колодки колеса; 31 – поршень цилиндра колеса; 33 – штуцер, 34 – колпачок; 35 – рычаг

У станций, оборудованных гидравлическими тормозами (рис. 84, б), дышло сцепляет станцию с буксирующим автомобилем, амортизирует толчки от тягача, является приводом гидравлических тормозов и осуществляет поворот станции за буксирующим автомобилем или трактором. Проушинами 24 дышло крепят к раме шасси, а серьгой 1 присоединяют к тягачу. Осью 6 серьга соединена с передней трубой, которая сблокирована с задней трубой 12 рычагом 7 аварийного и стояночного тормозов и осью 8. Внутри трубы 9 помещена пружина 10.

При резком трогании станции буксируемым автомобилем или резком торможении возможны удары дышла по сцепному устройству. Для смягчения этих ударов служит демпфирующее устройство, размещенное в дышле. При резких толчках станции происходит относительное перемещение труб 9 и 12 и сжатие пружины 10. Кроме того, при резких толчках три конических вкладыша 3 под действием пружины 4 перемещаются в коническую часть корпуса дышла и за счет трения притормаживают перемещение серьги 1. После того как резкие удары дышла по сцепному устройству буксируемого автомобиля погашены, вступают в работу гидравлические тормоза за счет воздействия упора 16 на шток 21 главного тормозного цилиндра 23.

У одноосного шасси (рис. 85) отсутствуют рама и поворотный и тормозной механизмы. Вместо передней оси с двумя управляемыми колесами предусмотрена одна откидная или жестко закрепленная опора. Ось с двумя колесами 4 прикреплена через рессоры 3 или непосредственно к воздухосборнику, который является не только резервуаром для сбора сжатого воздуха, но и рамой шасси.

Одноосное шасси

Рис. 85. Одноосное шасси:
1 – дышло; 2 – рам-воздухосборник; 3 – рессора; 4 – колесо; 5 – откидная опора

Колеса. На компрессорных станциях применяют колеса от грузовых автомобилей. Автомобильное колесо состоит из стального барабана (рис. 86), т. е. штампованного диска 4 с приваренным к нему ободом 1, и пневматической шины. Центральное отверстие в диске 4 служит для предварительной центровки и посадки колеса на ступицу. Окончательная центровка происходит при затягивании шпилек, ввертываемых во фланец ступицы. Для закрепления пневматической шины на диск устанавливают два кольца (цельное и разрезное).

Барабан колеса компрессорной станции

Рис. 86. Барабан колеса компрессорной станции:
1 – обод; 2 – отверстие для прохода вентиля; 3 – отверстие для захвата колеса руками; 4 – диск;
5 – отверстие для крепления колеса на ступице шпильками

Пневматическая шина (рис. 87, о) состоит из покрышки и камеры. Воздух в камеру накачивают через вентиль, который препятствует самопроизвольному выходу воздуха из камеры. Корпус 11 (рис. 87, б) вентиля изготовлен из латуни в виде трубочки с фланцем 7 и закреплен в отверстии камеры гайкой 9 с шайбой 8.

Пневматическая шина (а) и вентиль

Рис. 87. Пневматическая шина (а) и вентиль (б):
1 – каркас; 2 – беговая дорожка-протектор; 3 – боковина; 4 – борт; 5 – сердечник; 6 – камера; 7 – фланец;
8 – шайба; 9, 10, 14 – гайки; 11 – корпус; 12 – колпачок; 13 – стержень; 15 – втулка; 16 – клапан;
17 – пружина; 18 – направляющий колпачок

Ввернутый внутри корпуса золотник уплотнен втулкой 15, в кольцевую канавку которой поставлен резиновый сальник. При завертывании гайки 14 сальник втулки плотно прижимается к конусному гнезду корпуса. Нижний срез втулки является седлом резинового клапана 16, укрепленного на стержне 13. Надетая на стержень пружина 17, опираясь на направляющий колпачок 18, нажимает на клапан, удерживая его в закрытом положении. От попадания песка и пыли золотник закрыт колпачком 18.

Покрышка состоит из каркаса 1, дорожки 2 (протектора), боковины 3 и борта 4. Каркас изготовлен из нескольких слоев корда (прорезиненной ткани) с резиновыми прослойками между ними. По дорожке покрышки проложен протекторный слой из прочной износостойкой резины. В борт каркаса заложен сердечник 5 из проволоки и резиновой ткани.

Техническое обслуживание. В результате длительной эксплуатации или недостатка смазки в подшипниках колес появляется осевой люфт (зазор), который устраняют регулировкой (см. рис. 83, б): поднимают соответствующую сторону станции домкратом, снимают колпак 17 и шплинт гайки 18 с цапфы 9, ключом с плечом длиной 200 мм усилием одной руки затягивают гайку 18, так, чтобы колесо с некоторым трудом начало вращаться от руки, затем отпускают эту гайку на четверть (или половину) оборота и ее зашплинтовывают. Правильность регулировки проверяют покачиванием колеса и вращением его от руки. Если при этом люфт не чувствуется и колесо свободно вращается от руки, значит регулировка выполнена правильно.

При буксировке станции по плохой дороге возможна поломка рессоры (обычно коренного листа). Рессору снимают со станции, промывают, разбирают, заменяют поломанные листы новыми, смазывают графитной смазкой и ставят на место.

Поврежденную камеру вулканизируют с помощью дорожного вулканизатора. Покрышку, перед тем как заложить в нее отремонтированную камеру, осматривают снаружи и прощупывают внутри. Предметы, вызвавшие прокол камеры – песок, грязь, камни, удаляют.

После определенного числа часов работы или после переездов по загрязненным дорогам станцию моют.

Перед началом смены осматривают шасси станции, проверяют его исправность и обнаруженные неисправности устраняют.

Во время работы станции шины предохраняют от действия солнечных лучей, масла, бензина и дизельного топлива. На солнце колеса закрывают деревянными щитами, предохраняющими резину от высушивания. Давление в шинах проверяют ежедневно по манометру. Недопустимо буксировать станцию на спущенных шинах во избежание полного выхода из строя покрышек и камер.

Во время переездов шины изнашиваются неодинаково – передние быстрее, чем задние, и обычно левые меньше, чем правые. Чтобы износ шин был равномерным, их через каждые 5000–6000 км переставляют местами: передние ставят на место задних. а левые на место правых.

Ступицы, шарниры и рессоры смазывают в соответствии с инструкцией по эксплуатации станции.


В данном разделе вы найдете множество полезной информации. Мы расскажем вам о компрессорах, компрессорных станциях, вакуум-насосах и другом оборудовании. Раскроем принципы работы и проведем сравнительный анализ. Информация актуальна как для профессионалов, так и для тех, кто недостаточно хорошо ориентируется в мире компрессорного оборудования.

Данный раздел регулярно пополняется. Воспользовавшись перечнем статей, вы сможете найти подходящий материал. Нам приятно делиться своими знаниями, и быть полезными для вас.