26. Система управления

Система управления служит для изменения направления движения станции вслед за буксиром. Изменение направления движения двухосной станции осуществляется поворотом передних управляемых колес, у одноосной станции поворотное устройство отсутствует.

К системе управления относятся дышло 11 (рис. 88), рычаги и тяги, с помощью которых поворачиваются передние управляемые колеса. Центральный рычаг 9 соединен с дышлом посредством вилки 10. На концы тяг 3, 5 навернуты регулируемые наконечники, которые через шаровые пальцы шарнирно связаны с рычагами / и 7, укрепленными в поворотных цапфах 8 и 13. Задний конец рычага 9 шарнирно соединен с промежуточной тягой 4, на противоположных концах которой находятся регулируемые наконечники с правой и левой резьбами.

Поворотный механизм тележки компрессорной станции ПКС-5

Рис. 88. Поворотный механизм тележки компрессорной станции ПКС-5:
1, 7, 9 – рычаги; 2, 6 – регулируемые наконечники; 3, 5 – поперечные тяги; 4 – промежуточная тяга;
8, 13 – поворотные цапфы; 10 – вилка дышла; 11 – дышло; 12 – передняя ось; 14 – головка поперечной рулевой тяги; 15, 21 – пружины; 16 – пробка; 17 – пресс-масленка; 18, 19 – внутреннее и наружное кольца сальника; 20 – шаровый палец; 22 – вкладыш; 23 – шпонка; 24 – гайка

Поворотный механизм обеспечивает движение всех колес при повороте без бокового скольжения, что уменьшает износ шин.

Шаровой палец 20 соединен с наконечником тяги 5 через вкладыши 22, которые сжимаются пружиной 15 и закреплены сверху пробкой 16, ввернутой в торцовое отверстие тяги. Регулируемые наконечники 2 и 6 закреплены от произвольного отворачивания стяжными болтами. Такое устройство дает возможность изменять длину тяг и. следовательно, схождение колес.

Установленные в наконечниках пружины устраняют зазоры по мере выработки деталей сочленения. Все шарнирные соединения поворотного механизма для уменьшения износа деталей смазываются консистентной смазкой и имеют защитные приспособления, ‘предохраняющие их от попадания грязи и вытекания смазки.

Колеса станции при движении должны быть параллельны между собой в направлении движения. Наличие зазоров в соединениях ходового устройства приводит к повороту каждого колеса на некоторый угол (правого – вправо, левого – влево), что вызывает скольжение и чрезмерное изнашивание покрышек. Чтобы не допустить проскальзывания колес, их устанавливают с некоторым углом схождения и некоторым наклоном от вертикальной оси (развалом) в сторону от станции. Схождение колес должно быть 1,5–3 мм. Это значит, что расстояние В (рис. 89, а) между колесами спереди должно быть немного меньше расстояния А сзади.

Схемы определения углов схождения и развала передних колес станции

Рис. 89. Схемы определения углов схождения (а) и развала (б) передних колес станции:
1 – вертикальная ось; 2 – ось наклона колеса от вертикали; 3 – отвес; 4 – обод диска колеса;
А и В – расстояние между колесами спереди и сзади по ходу движения станции; С и D – расстояние от отвеса до края обода колеса сверху и снизу колеса

Развал колес (рис. 89,6) определяют замером расстояния С и D от края обода вверху и внизу до отвеса 3. Разница между D и С и является развалом колес.

Схождение колес проверяют, если обнаружено интенсивное изнашивание шин: станцию устанавливают на смотровую канаву (или на ровную бетонированную площадку) так, чтобы положение колес соответствовало движению по прямой. Линейкой замеряют расстояние между шинами или ободами колес сзади передней оси, линейку размещают ниже оси колес и отмечают мелом точки на колесах, откуда замеряли. Затем станцию перекатывают так, чтобы точки, отмеченные мелом, установились на той же высоте спереди, опять замеряют. Разница между первым и вторым замерами является схождением колес. Если схождение колес меньше и больше 3–5 мм, наконечниками поперечной тяги регулируют схождение и после регулировки зашплинтовывают наконечники.

Развал колес устанавливают на заводе-изготовителе станции. В условиях эксплуатации регулировку не производят.

Техническое обслуживание. Исправность поворотного механизма в первую очередь оценивают но люфту дышла, который должен быть в горизонтальной плоскости не более 20°. Люфт проверяют, когда управляемые колеса находятся в положении, соответствующем движению станции по прямой Основными причинами повышения люфта дышла являются нарушение креплений или повышенный износ его деталей.

Для устранения излишнего люфта затягивают крепления деталей, регулируют шарнирные соединения поворотных тяг, а в отдельных случаях заменяют изношенные детали.

При регулировке шарнирных соединений поворотных тяг пробки наконечников тяг затягивают (завертывают) до отказа, а затем отвертывают до первого положения, при котором их можно зашплинтовать. Если люфт при такой регулировке не устранился, значит детали шарнирного соединения необходимо заменить.

Увеличение люфта дышла может быть в результате увеличения зазоров в подшипниках ступиц передних колес и втулок шкворней или поломки пружин наконечников поворотных тяг. Изношенные и поломанные летали заменяют новыми, увеличенные зазоры в подшипниках, шарнирных соединениях устраняют регулировкой Преждевременный износ деталей – результат несвоевременного и некачественного смазывания, а также несвоевременной или неправильной регулировки

© 2017: ООО Техпром-Н, производство компрессоров ВР 8, компрессорных станций КС