31. Эксплуатационные материалы

Эффективная безаварийная эксплуатация передвижных компрессорных станций возможна только при применении надлежащих смазочных материалов, топлива, электролита, охлаждающей тормозной жидкости.

Смазочные материалы. Применяемые для смазывания компрессоров, двигателей, ходового устройства смазочные материалы должны быть чистыми, в них не должно быть механических примесей, которые повышают износ трущихся деталей, воды, которая может замерзнуть при низкой температуре и вызвать задиры в сопряженных деталях, кислот и щелочей, которые вызывают коррозию деталей. Кроме того, они должны иметь определенную вязкость, температуру застывания и температуру
вспышки.

Вязкость – свойство жидкостей оказывать сопротивление перемещению одном из частицы относительно другой.

При недостаточной вязкости смазочный материал выдавливается из зазоров, между трущимися деталями происходит сухое трение и, как следствие, – усиленное изнашивание деталей. При излишне высокой вязкости масло плохо поступает в зазоры между трущимися деталями и плохо разбрызгивается (не образуется масляного тумана), что также ускоряет износ деталей.

В летний период применяют масло и смазки большей вязкости, зимой – меньшей. Запустить зимой двигатель или компрессор, которые заправлены маслом, застывающим при относительно высокой температуре, трудно или совсем невозможно. Даже если запуск удался, то при работе нарушается нормальная подача масла к трущимся деталям.

Температура застывания – температура, при которой масло загустевает так, что при наклоне пробирки с маслом на 45° уровень в пробирке остается неподвижным в течение 1 мин. Этот показатель, характеризующий возможность прокачивания масла насосом при низких температурах, важен для масел, используемых для смазывания цилиндров двигателей и компрессоров.

Температура вспышки – это температура, при которой пары масла на поверхности образуют с воздухом смесь, вспыхиваемую при поднесении открытого пламени и быстро потухающую.

Поршневые компрессоры смазывают компрессорным маслом К-19 (летом) и К-12 (зимой), в качестве заменителя этих масел можно применять индустриальное масло И-50.

Для смазывания маслозаполненных винтовых и пластинчатых компрессоров применяют турбинное масло Тп-22 с присадкой (летом) и масло ХА-23 (зимой). В качестве заменителей (только в летнее время) можно рекомендовать индустриальное масло И-20А, ИС-20А с присадкой и турбинное Т-30.

Остальные части станции (вентиляторы, ходовое устройство) смазывают консистентными (пластичными) смазочными материалами 1-13, УС-ЗТ, пресс-солидол Ж. Этими же смазками защищают неокрашенные металлические поверхности станции от коррозии при консервации.

Воронка и бачок для заправки маслом двигателя и компрессора

Рис. 91. Воронка (а) и бачок (б) для заправки маслом двигателя и компрессора:
1 – двойной фильтр; 2 – крышка; 3 – обечайка

Смазочные материалы хранят в закрытой таре, чтобы в них не попали песок и пыль. Картеры и маслосборники двигателей и компрессоров заправляют маслами с помощью специальных воронок и бачков (рис. 91). Перед заправкой крышки, заливные горловины, пресс-масленки тщательно вытирают тряпками от пыли и грязи, чтобы посторонние включения не попали со свежим смазочным материалом в картер. Посуду для заправки смазочного материала хранят в специальном плотном ящике с крышкой. Для каждой марки масла должны быть отдельные бочки с соответствующими надписями. Наиболее эффективно применять топливо маслозаправщики на базе автомобиля, которые не только ускоряют заправку, но и обеспечивают чистоту смазочного материала.

Топливо. Для работы двигателей внутреннего сгорания (дизельных и бензиновых) используют дизельное топливо и бензин. Оба вида топлива дефицитны и дороги, поэтому экономия их имеет большое значение. На расход топлива существенно влияет техническое состояние двигателя и компрессора.

Наиболее характерные неисправности компрессора, при которых увеличивается расход топлива: нарушение системы автоматического регулирования производительности, снижение плотности рабочих полостей компрессора из-за износа, поломки клапанов, неплотности в воздухопроводах (происходит утечка сжатого воздуха), нарушение регулировки предохранительных клапанов (преждевременное стравливание воздуха).

Топливо хранят в исправных металлических емкостях с плотными металлическими резьбовыми пробками. Применять деревянные или металлические пробки, обернутые тряпками, запрещается.

Заправляют станцию топливом с помощью насоса (сифона). Заправляя станцию топливом (из топлнвораздаточной колонки или автозаправщика), открывают клапан заправщика только тогда, когда его наконечник вставлен в горловину топливного бака, а вынимают из горловины бака не раньше чем будет закрыт клапан заправщика и прекратится вытекание топлива из наконечника. Пользоваться ведрами для заправки не следует, так как в этом случае топливо теряется и в него попадают посторонние включения (песок, пыль).

Запрещается расходовать топливо (особенно бензин) на мытье деталей, рук и другие посторонние цели.

Специальные жидкости. Гидравлические тормозные системы компрессорных станций заполняют тормозной жидкостью БСК, ГТЖ-22 ЭСК и др. БСК состоит из касторового масла и бутилового спирта (в равных долях), цвет оранжево-красный, температура застывания – 40° С, рекомендуется использовать при температуре не ниже – 20° С; ГТЖ-22 зеленого цвета, ядовита, температура застывания – 65 °С.

Нельзя смешивать тормозные жидкости разных марок, так как, взаимодействуя между собой, они разъедают резиновые уплотнительные детали.

В качестве охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя заполняют водой или специальной незамерзающей жидкостью – антифризом марок 40 и 65 (смесь воды и этиленгликоля) с температурой замерзания соответственно -40 и -65°С. Незамерзающие жидкости целесообразно применять при стоянке станции на открытом воздухе.

© 2017: ООО Техпром-Н, производство компрессоров ВР 8, компрессорных станций КС