32. Пуск, наблюдение за работой и остановка станции

Разрешение на пуск в работу вновь полученной компрессорной станции выдает инженерно-технический работник, как правило, механик или энергетик, назначенный приказом администрации предприятия или строительно-монтажного управления (участка) ответственным за эксплуатацию компрессорных станций. Перед выдачей разрешения он обязан станцию осмотреть и испытать, после чего в паспорте воздухосборника сделать соответствующую запись с указанием даты следующего освидетельствования. Каждый воздухосборник (масловоздухосборник), работающий под давлением свыше 0,7 МПа, подвергают техническому освидетельствованию не реже одного раза в год. Внеочередное техническое освидетельствование проводят после ремонта самого воздухосборника или после капитального ремонта станции в целом. Тщательный внутренний осмотр воздухосборника и последующее гидравлическое испытание производят не реже чем через каждые восемь лет работы станции.

Подготовка к пуску. На станциях с поршневыми компрессорами и двигателями внутреннего сгорания прежде всего проверяют наличие и уровень масла в компрессоре, в двигателе, воздушных фильтрах, топлива в топливных баках, воды (охлаждающем жидкости) в радиаторах охлаждения. В случае необходимости доливают масло и воду до установленных уровней. Осматривают все агрегаты станции, устраняют замеченные неисправности, удаляют масло и пыль с поверхности агрегатов.

После длительной стоянки или ремонта поршневой компрессор предварительно поворачивают вручную с помощью ломика за маховик (или муфту), чтобы убедиться в свободном движении кривошипно-шатунного механизма. Если коленчатый вал плохо вращается или его вращение сопровождается стуками, запуск компрессора прекращают, находят неисправность и устраняют ее.

Затем проверяют натяжение ремней вентилятора и состояние заряда аккумуляторной батареи. Ослабевшие вентиляторные ремни подтягивают, а разряженные аккумуляторные батареи снимают со станции и передают в зарядку. Продувочные краны на холодильнике открывают.

У электродвигателя, если он находился продолжительное время в бездействии, перед включением в электросеть слесарь-электрик с помощью специального прибора – мегаомметра – проверяет сопротивление изоляции обмоток. Сопротивление изоляции обмоток статора должно быть не менее 0,25 МОм при рабочем напряжении сети 220 В и 0,4 МОм – при 380 В. Сопротивление изоляции обмоток ротора должно быть не менее половины этих значений. Если сопротивление изоляции обмоток меньше, электродвигатель не включают в сеть, так как изоляция может не выдержать напряжения, произойдет пробой изоляции и выход из строя всего электродвигателя. Такой электродвигатель снимают со станции и отправляют для проверки и сушки.

Машинист перед включением электродвигателя должен убедиться в том, что на двигателе или непосредственно вблизи него нет посторонних предметов, что в пусковом реостате достаточно масла, что контактные кольца н щетки чистые и хорошо прилегают друг к другу.

Подготовка к пуску станции с маслозаполненным компрессором имеет свои особенности. Конденсат, образовавшийся на дне масловоздухосборника, сливают через спускной вентиль, который затем закрывают. Проверяют уровень масла в масловоздухосбернике и в случае недостатка доливают его до верхней отметки на маслоуказателе. Отверстие маслоналивной горловины плотно закрывают крышкой на резьбе.

Перед пуском закрывают все отверстия (маслоналивную горловину, масломерное отверстие, воздухораздаточные и продувочные вентили) масловоздухосборника. Если хотя бы одно отверстие оставить открытым, масло не будет подаваться в компрессор для смазывания трущихся деталей, что приведет к аварии.

Пуск. Станции с поршневыми компрессорами и двигателями внутреннего сгорания пускают в определенной последовательности. Поворотом специальной рукоятки выключают муфту сцепления, отъединяя двигатель от компрессора. Двигатель запускают в соответствии с Инструкцией по эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. Сначала его прогревают на средней частоте вращения в течение 3–5 мин, затем доводят частоту вращения до максимальной и плавно снижают до минимальной. При этом на слух проверяют работу двигателя: исправный двигатель работает устойчиво, без посторонних шумов и стуков. Дальнейший прогрев двигателя проводят на малой частоте вращения.

Во время прогрева двигателя следят за показаниями контрольно-измерительных приборов. Прогрев заканчивают, когда температура в системе охлаждения двигателя достигнет 40–50 °С, а давление масла в смазочной системе будет не менее 0,15 МПа для карбюраторных двигателей и 0,2–0,3 МПа для дизельных двигателей Затем рукояткой на щите управления переводят двигатель на средние обороты.

Для пуска компрессора плавно включают муфту сцепления путем поворота специальной рукоятки (рычага) и одновременно поворотом другой рукоятки на приборном щите увеличивают частоту вращения двигателя до номинальной. Включать поршневой компрессор в работу при наличии сжатого воздуха в воздухосборнике нельзя во избежание поломки муфты сцепления. Поршневой компрессор должен в течение 3–5 мин работать с открытыми продувочными вентилями, чтобы осуществилась продувка воздухосборника и холодильника от конденсата. Затем закрывают продувочные вентили и постепенно увеличивают давление воздуха в воздухосборнике до рабочего.

После этого проверяют работу предохранительных клапанов I и II ступеней открытием их вручную. Если воздух при открытых клапанах свободно выходит, а при закрытых не выходит, значит клапаны исправны.

Далее проверяют работу регулятора производительности при закрытых раздаточных вентилях. Он должен включиться в работу при максимальном давлении воздуха во II ступени. Закончив проверку предохранительных клапанов и регулятора производительности, готовятся к подаче сжатого воздуха потребителям.

Станции с поршневыми компрессорами и короткозамкнутыми электродвигателями пускают при открытых раздаточных и продувочных вентилях путем включения магнитного пускателя (электрического автомата или пакетного выключателя). Перед включением в сеть электродвигателя с фазным ротором и пусковым реостатом рукоятку реостата поворачивают в положение «Пуск» (сопротивление реостата подключено к ротору) и после этого включают магнитный пускатель. Одновременно плавно, по мере того как двигатель набирает обороты, рукоятку реостата поворачивают в обратную сторону – в положение «Ход» (сопротивление реостата отключается от ротора).

Направление вращения электродвигателя должно совпадать с заданным (вал компрессора вращается со стороны двигателя по часовой стрелке). В случае несовпадения направления вращения останавливают электродвигатель и электромонтер меняет местами два токоподводящих провода от сети на клеммовой доске электродвигателя или у магнитного пускателя. После этого пуск станции возобновляют. После пуска, как и на станциях с двигателями внутреннего сгорания, проверяют работу предохранительных клапанов и регулятора производительности.

Станции с маслозаполненным компрессором после запуска и прогрева двигателя пускают в работу плавным включением фрикционной муфты сцепления. Если между двигателем и компрессором вместо фрикционной муфты сцепления установлена зубчатая муфта, то предварительно разъединяют эту муфту, пускают и прогревают двигатель. Затем останавливают двигатель, включают зубчатую муфту и вновь запускают двигатель и компрессор одновременно.

После пуска компрессора внимательно наблюдают за показаниями приборов. Давление должно подниматься до рабочего, затем до максимального и в работу должна включиться система автоматического регулирования производительности, которая, сработав, переведет двигатель и компрессор на холостой ход.

Подача сжатого воздуха потребителям. Убедившись в нормальной работе станции (отсутствие посторонних стуков и шумов, нормальное давление в I и II ступенях, нормальная работа предохранительных клапанов и регулятора производительности), приступают к подаче сжатого воздуха потребителям: открывают раздаточные вентили на коллекторе воздухосборника и подают сжатый воздух потребителям по пневматическим шлангам (или стальным трубам).

Для подачи сжатого воздуха потребителям применяют резинотканевые напорные рукава (шланги), рассчитанные на давление 1 МПа. Такие рукава позволяют свободно переносить присоединенный к ним механизированный инструмент в пределах рабочей зоны на длину рукава.

Рукав с одной стороны присоединяют к воздухосборнику (если пневмолиния проложена из стальных труб, то к трубе), а с другой через ниппели присоединяют к футеркам, которыми снабжены пневмоинструменты.

Для обеспечения нормальной работы после подачи сжатого воздуха пневмоинструментам тщательно проверяют состояние рукавов, надежность крепления их на воздухораздаточных ниппелях воздухосборника и пневмоинструмента и убеждаются в отсутствии утечки сжатого воздуха.

Наблюдение за работой станции. Машинист постоянно следит за работой станции и в первую очередь за показаниями манометров на щите управления. Резкое увеличение или уменьшение давления воздуха в I ступени свидетельствует о неисправности клапанов этой ступени. В этом случае станцию эксплуатировать нельзя, ее надо остановить на ремонт.

Если оказался неисправен регулятор производительности, излишек воздуха будет автоматически выпускаться через предохранительный клапан II ступени. Нельзя допускать непрерывной работы предохранительного клапана. Кратковременно можно излишек сжатого воздуха выпускать через приоткрытый продувочный вентиль (для поршневых компрессоров), но лучше уменьшить частоту вращения двигателя и тем самым снизить производительность компрессора. По окончании смены устраняют неисправность в регуляторе производительности.

Резкое падение давления во II ступени возможно при включении в работу нескольких инструментов или неожиданном разрыве пневматического рукава. В этом случае излишний потребитель сжатого воздуха следует отключить, а неисправный рукав отремонтировать (вырезать поврежденный участок или заменить рукав на исправный).

Во время работы надо внимательно прислушиваться к работе двигателя и компрессора. При появлении стука, шума, скрежета выясняют причину неисправности и останавливают станцию для ремонта.

Необходимо постоянно следить за температурой компрессора по показаниям термометра, установленного на компрессоре. Если обнаружен резкий перегрев цилиндров, станцию следует остановить и найти причину перегрева (недостаточная смазка, недостаточный обдув воздухом из вентилятора, нагрев лучами солнца), а затем устранить ее.

Через каждые 2 ч работы станции с поршневым компрессором необходимо продувать холодильник и воздухосборник, т. е. удалять накопившееся масло и конденсат. Работать более 2 ч с накопившимся конденсатом и маслом опасно, так как конденсат может попасть в цилиндры II ступени и вызвать гидравлический удар.

По окончании смены станцию останавливают, осматривают, очищают от грязи и масла, заправляют топливом, маслом и водой. Машинист заполняет журнал и сменный рапорт.

Остановка станции. При остановке станции с поршневыми компрессорами и двигателями внутреннего сгорания прежде всего открывают продувочные вентили воздухосборника и холодильника и продувают их. Затем открывают свободные раздаточные вентили, чтобы дать выйти оставшемуся сжатому воздуху из воздухосборника. После этого переводят двигатель на малую частоту вращения, выключают муфту сцепления и тем самым останавливают компрессор, а затем выключением зажигания у карбюраторного двигателя (или подачи топлива для дизельных двигателей) останавливают его.

При остановке станции с поршневыми компрессорами и электроприводом открывают продувочные и раздаточные вентили. После выпуска сжатого воздуха из воздухосборника электродвигатель вместе с компрессором останавливают выключением магнитного пускателя.

На станциях с маслозаполнеинымн компрессорами останавливают компрессор выключением муфты сцепления, переводя специальную рукоятку в положение «Выключено». Стравливающий клапан компрессора при этом должен немедленно открыться и выпустить сжатый воздух из масловоздухосборника. Если по каким-либо причинам этот клапан не сработал, сжатый воздух из масловоздухосборника выпускают открытием раздаточного вентиля. Оставлять масловоздухосборник под давлением сжатого воздуха нельзя, так как находящееся в масловоздухосборнике масло под давлением сжатого воздуха постепенно по трубопроводу системы смазывания может перетечь в полость компрессора и пуск такого компрессора будет не только затруднен, но и может повлечь за собой аварию. Приводной двигатель выключают отключением зажигания или прекращением подачи дизельного топлива в топливную систему дизельного двигателя.

© 2017: ООО Техпром-Н, производство компрессоров ВР 8, компрессорных станций КС