34. Система технического обслуживания

Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин в течение всего срока их службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.

Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта компрессорных станций изложена в «Рекомендациях по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин» (М., Стройиздат, 1978).

В процессе использования машин проводят: ежесменное техническое обслуживание (ЕЮ), выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены; плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенные, установленные заводами-изготовителями величины наработки; сезонное техническое обслуживание, выполняемое два раза в год при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего).

Плановые ТО различаются между собой периодичностью выполнения и составом работ. Каждому виду планового ТО в зависимости от последовательности его проведения присваивают порядковый номер, начиная с первого, например; ТО-1, ТО-2 и т. д.

В состав работ планового ТО, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующих видов ТО, включая ЕО.

Ремонт машин должен восстанавливать их исправность и работоспособность путем проведения комплекса работ, обеспечивающего устранение повреждений и отказов. Плановые ремонты машин установлены двух видов: текущий (Т) и капитальный (К).

Текущий ремонт должен обеспечивать гарантированную работоспособность машин до очередного планового вида ремонта путем восстановления и замены отдельных сборочных единиц и деталей в объеме, определяемом техническим состоянием машины.

Капитальный ремонт должен обеспечивать полный или близкий к полному ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц и деталей, включая базовые.

При разработке месячных, квартальных и годовых планов графиков ТО и ремонтов следует руководствовался табл 3.

Передовые машинисты компрессорных станций значительно удлиняют указанные в таблице межремонтные сроки (до 9000–10000 ч работы) путем правильной технической эксплуатации станции, тщательного проведения технических обслуживание своевременного устранения обнаруженных неисправностей, точного выполнения графика ТО и СО в полном объеме.

Заводы-изготовители в своих инструкциях по эксплуатации передвижных компрессорных станции приводят разделы по эксплуатации воздухосборников, двигателей и электрооборудования и рекомендуют целесообразные интервалы между техническими обслуживаниями станций. В качестве примера приведен перечень работ, входящих в техническое обслуживание компрессорной станции ПВ 10. Следует иметь в виду, что каждое последующее ТО включает операции предшествующего ТО.

ЕО. Осматривают станцию и определяют состояние ее агрегатов (компрессора, ходового устройства); устраняют все замеченные неисправности. Капот, компрессор, вспомогательное оборудование протирают тряпками, радиатор продувают сжатым воздухом, в случае сильного загрязнения станцию моют водой. Проверяют состояние креплений агрегатов и в случае необходимости их затягивают. Устраняют подтекания воды, тормозной жидкости, масла, топлива. Проверяют предохранительные воздушные клапаны. Доливают масло в компрессор и двигатель, топливо – в топливный бак, охлаждающую жидкость – в систему охлаждения двигателя.

ТО-1 (через каждые 60 ч работы). Выполняют ЕО, разбирают воздушный фильтр компрессора, сливают из него грязное масло, очищают от отложений, промывают и затем заполняют свежим маслом; проверяют давление в шинах и при необходимости подкачивают их; проверяют соединения всех шлангов и при необходимости устраняют неплотности.

ТО-2 (через каждые 240 ч работы). Выполняют TO-I, разбирают масляный фильтр компрессора, промывают в керосине фильтрующие элементы и остальные детали фильтра (при сильном загрязнении фильтрующие элементы очищают чаще); блок радиаторов очищают струей сжатого воздуха, а при необходимости предварительно промывают струей воды; сливают конденсат из влагоотделителя и системы регулирования производительности; проверяют состояние контрольно-измерительных приборов, электрических контактов и электрооборудования, при необходимости очищают их от пыли и подтягивают.

ТО-3 (через каждые 1000 ч работы). Выполняют ТО-2, сливают горячее масло из масловоздухосборника, фильтра и корпуса компрессора и заливают в масловоздухосборник свежее масло до верхней отметки на масломерном щупе. После заливки свежего масла запускают компрессор, а затем, остановив его, доливают масло до верхней метки на маслоуказателе. Снимают, промывают и устанавливают на место фильтр II секции смазочного насоса. Разбирают и промывают регулятор производительности, впускной и стравливающий клапаны (при необходимости заменяют диафрагму).

СО. Осенью заменяют летние масла на зимние, воду в системе охлаждения – на незамерзающую жидкость, утепляют радиатор системы охлаждения, заменяют летние смазочные материалы, топливо и электролит в аккумуляторной батарее заменяют на зимние.

Весной заменяют зимние материалы на летние и снимают утеплители радиаторов.

Через 5760 ч работы практически может наступить время проведения капитального ремонта компрессора. Компрессор снимают со станции, разбирают и промывают детали в керосине и тщательно осматривают, зачищают места касаний ротора с цилиндром, осматривают подшипники (проверяют «осевую игру») у радиально-упорных подшипников и состояние «дорожек» у роликовых подшипников. При необходимости заменяют поврежденные подшипники новыми. Подшипники вала сцепления заполняют смазкой.

Через каждые 500 км пути (но не реже одного раза в полгода) смазывают шкворни поворотного устройства передних колес. Через каждые 1000 км (но не реже одного раза в год), кроме того, проверяют крепления фланцев передней и задней осей и колес на ступице, устраняют люфт поворотного механизма, смазывают шарниры рулевых тяг поворотного механизма, проверяют уровень жидкости в главном тормозном цилиндре (при необходимости доливают ее); всю тормозную систему на отсутствие течи тормозной жидкости в соединениях трубопроводов и в гибких шлангах; затяжку болтов крепления главного тормозного цилиндра и работу тормозов (при необходимости регулируют и прокачивают тормозную систему); состояние рессор, резиновых подушек и подтягивают стремянки рессор.

Через каждые 2000 км пути (но не реже одного раза в два года), кроме того, осматривают состояние шин, при неравномерном износе протектора выясняют причину (обычно нарушен угол схождения колес) и устраняют ее, переставляют местами колеса станции. Регулируют угол схождения колес.

Через каждые 5000 км (но не реже одного раза в год), кроме того, снимают ступицы передних и задних колес; осматривают подшипники и заменяют смазку в подшипниках; устанавливают ступицы и регулируют осевой люфт; смазывают шарниры цапф передних колес; подтягивают гайки крепления рычагов трапеции к корпусу поворотного кулака; проверяют состояние головок тяг системы управления ходовым устройством, исправность их уплотнений (при необходимости расшплинтовывают и подтягивают гайки пальцев тяг системы управления); снимают тормозные барабаны, очищают детали тормозов от пыли и грязи, а в случае течи подтягивают соединения в гидросистеме. Проверяют состояние тормозных барабанов, колодок и остальных деталей тормозной системы.

Через каждые 10 000 км (но не реже одного раза в пять лет), кроме того, разбирают главный и колесные тормозные цилиндры, очищают и промывают тормозные трубопроводы. Разбирают рессоры, очищают листы и смазывают их.

Заводы-изготовители станций в инструкции по эксплуатации приводят карту смазывания.

Техническое обслуживание станции требует определенной организации работ. Механик и машинист должны знать, что техническое обслуживание надо планировать, руководствуясь показателями периодичности, трудоемкостью их проведения и продолжительностью работ. Плановые показатели ТО приведены в табл. 3. Руководствуясь данными этой таблицы и продолжительностью работы станции, можно построить план-график ТО. План-график ТО составляют на последующий месяц (рабочий график) и квартал (перспективный). В плане-графике указывают марки всех действующих станций с их инвентарными номерами и, исходя из продолжительности предстоящей работы, намечаются номера ТО. План-график утверждается руководством участка (стройки) и является обязательным для выполнения эксплуатационным и ремонтным персоналом.

За своевременное и качественное проведение ТО отвечает механик, который обязан своевременно (по графику) останавливать станции на ТО, наблюдать за качеством и сроками продолжительности технического обслуживания.

Большую роль в качественном проведении ТО станции играет ее машинист. Он больше всего заинтересован в высоком техническом состоянии машины. Машинист принимает самое активное участие в проведении ТО станции.

Летом техническое обслуживание можно проводить под навесом над смотровой ямой. В холодную погоду и тем более зимой необходимо отапливаемое помещение со смотровой ямой, хорошо освещенное стационарными и переносными светильниками и оборудованное вентиляцией. Большое значение имеет наличие необходимого инструмента, инвентаря, свежих масел, смазок.

© 2017: ООО Техпром-Н, производство компрессоров ВР 8, компрессорных станций КС