Передвижные компрессорные станции

37. Основные требования безопасности труда

К управлению передвижными компрессорными станциями допускаются лица, прошедшие обучение, сдавшие экзамены и имеющие удостоверение на право управления станцией. При поступлении на работу или при изменении места работы с машинистом проводят вводный инструктаж для ознакомления с общими требованиями безопасности труда. О получении инструктажа машинист расписывается в специальном журнале.

Кроме того, машинист получает инструктаж по безопасным методам работы непосредственно на рабочем месте (у компрессорной станции). Его должны ознакомить с общим устройством конкретной компрессорной станции, с предохранительными устройствами, средствами индивидуальной защиты, объяснить, как правильно и безопасно организовать рабочее место.

Независимо от квалификации и стажа работы машинист ежеквартально проходит производственный инструктаж. В случае нарушения правил и инструкции или при изменении условий работы проводят внеплановый инструктаж.

На компрессорной станции или около нее вывешивают плакаты по безопасности труда, инструкцию по обслуживанию станции, правила оказания первой помощи при поражении электрическим током и ожогах. На станции (в инструментальном ящике) должна быть аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Машинист должен работать в спецодежде, а на строительной площадке – в защитной каске.
Запрещается оставлять без надзора работающую станцию. Чистить, смазывать и ремонтировать станцию разрешается только после полной ее остановки.

При неправильной эксплуатации воздушные компрессорные станции могут взорваться от перегрева компрессора, загорания и взрыва паров смазочного масла, превышения допустимого давления, неисправности приборов безопасности.

Запрещается работать на компрессорной станции в следующих случаях: отсутствие подачи масла (нет давления) в смазочную систему двигателя или компрессора, появление стуков или вибраций, перегрев подшипников, поломка каких-либо деталей в компрессоре или двигателе, отсутствие установленных для данного компрессора или двигателя смазочных материалов и топлива, нарушение заземления станции с электроприводом.

Давление сжатого воздуха в компрессоре контролируют и регулируют с помощью предохранительных клапанов и автоматически действующей системы регулирования производительности. Указанные клапаны и системы должны быть в полной исправности.

При давлении сжимаемого воздуха 0,5 МПа температура (без охлаждения) его может достигнуть 220 °С. При этом смазочное масло будет испаряться и окисляться воздухом с образованием нагара и взрывоопасной смеси, приводящей к взрыву. Поэтому наблюдение за системой охлаждения компрессора, обеспечение ее нормальной работы, применение специальных масел являются важными условиями безопасности.

Всасываемый в компрессор воздух должен хорошо очищаться от пыли, брызг масла, водяного пара, окалины и других включений. Поступление этих веществ в компрессор может привести к образованию зарядов статического электричества и, как следствие, – к взрыву.

Воздухосборники и масловоздухосборники, а также предохранительные клапаны должны быть исправными. Превышение установленного в них давления, удары по ним, нагрев или переохлаждение могут привести к взрыву.

Специальные требования безопасности труда при эксплуатации отдельных систем или механизмов станции, а также при пуске и работе станции были изложены в соответствующих разделах учебника, и машинист обязан строго выполнять их.


В данном разделе вы найдете множество полезной информации. Мы расскажем вам о компрессорах, компрессорных станциях, вакуум-насосах и другом оборудовании. Раскроем принципы работы и проведем сравнительный анализ. Информация актуальна как для профессионалов, так и для тех, кто недостаточно хорошо ориентируется в мире компрессорного оборудования.

Данный раздел регулярно пополняется. Воспользовавшись перечнем статей, вы сможете найти подходящий материал. Нам приятно делиться своими знаниями, и быть полезными для вас.