Передвижные компрессорные станции

15. Система воздухоподготовки

Система воздухоподготовки (рис. 45) очищает всасываемый компрессором воздух, предотвращает обратный поток сжатого воздуха из воздухосборника в компрессор, предохраняет компрессор и воздухосборник от чрезмерного повышения давления и накапливает сжатый воздух для работы пневмоннструментов.

Система воздухоподготовки поршневого компрессора

Рис. 45. Система воздухоподготовки поршневого компрессора:
1 – промежуточный холодильник; 2 – вентили; 3, 9 – предохранительные клапаны II и I ступеней;
4 – воздухосборник; 5 – воздушные манометры II и I ступеней; 6 – термометры; 7 – воздушные фильтры;
8 – вентилятор

Система включает воздушные фильтры 7, как правило, инерционно-масляного типа, нагнетательный н всасывающий трубопроводы, воздухосборник 4 с воздухораздаточными вентилями 2, предохранительные клапаны 3 и 9.

Во время работы компрессора всасываемый атмосферный воздух фильтруется в воздушных фильтрах, где освобождается от песка и пыли, и чистым поступает в компрессор. Воздух, сжатый в I ступени компрессора, для охлаждения направляется в межступенчатый холодильник 1, между трубками которого вентилятором 8 продувается атмосферный воздух.

Охлажденный в холодильнике сжатый воздух по трубопроводу поступает во II ступень компрессора, где сжимается до рабочего давления, по трубопроводу направляется в воздухосборник, а из него через открытые вентили 2 поступает к потребителям.

Контроль за давлением сжатого воздуха ведется по показаниям манометров 5 I и II ступеней, а за температурой – по показаниям термометров 6.

Инерционно-масляный фильтр (рис. 46) состоит из масляной ванны 1, фильтрующего элемента 2 (металлическая сетка или капроновое волокно) и патрубка 3. В местах соединений установлены прокладки 4. К корпусу масляной ванны прикреплен опорный стакан 10, с помощью которого фильтр устанавливают на патрубок. Открыв крышку 5, получают доступ к фильтрующему элементу. Фильтр устанавливают на всасывающем патрубке компрессора. Для этого фланец 11 фильтра винтами крепят к фланцу всасывающего патрубка компрессора через прокладку. Стяжным болтом 8 и втулкой 7 с барашком 6 фильтр собирают в единый агрегат.

Инерционно-масляный воздушный фильтр

Рис. 46. Инерционно-масляный воздушный фильтр:
1 – масляная ванна; 2 – фильтрующий элемент; 3 – патрубок; 4 – прокладки; 5 – крышка; 6 – барашек;
7 – втулка; 8 – болт; 9 – диск; 10 – опорный стакан; 11 – фланец

Запыленный атмосферный воздух под действием разрежения в цилиндрах компрессора поступает в кольцевое пространство фильтра между корпусом масляной ванны и фильтрующим элементом, направляясь сверху вниз (на рисунке указано стрелками) к поверхности масла, налитого в ванну.

Воздух, соприкасаясь с поверхностью масла и направляющим диском 9, покрытым маслом, резко меняет направление и уходит вверх в сторону фильтрующего элемента 2. В этот момент наиболее крупные частицы пыли и песка по инерции выпадают в масло.

Поток воздуха, соприкоснувшись с поверхностью масла, увлекает часть масла и смачивает им нижнюю часть фильтрующего элемента. Далее воздух проходит сквозь фильтрующий элемент, оставляя в нем мелкую пыль. Масло с фильтра вместе с частицами пыли постепенно стекает в ванну 1 и смывает частицы пыли, осевшие на направляющем диске. Песок и пыль постепенно осаждаются на дно ванны.

На поршневых компрессорных станциях используют не только инерционно-масляные, но и самоочищающиеся сухие фильтры (рис. 47).

Самоочищающийся сухой воздушный фильтр

Рис. 47. Самоочищающийся сухой воздушный фильтр:
1 – гофрированная сетка; 2 – внутренняя трубка; 3, 5 – нижний и верхний кожухи; 4 – сетчатый фильтр;
6 – патрубок; 7 – винт; 8 – клапан; 9 – поддон

Такой фильтр состоит из верхнего кожуха 5, который закреплен на всасывающем патрубке 6, и нижнего кожуха 39 внутри которого размещен основной сетчатый фильтр 4. В центре кожухов по их оси закреплена внутренняя труба 2. Снизу фильтр закрыт поддоном 9, имеющим с боков гофрированную сетку 1. Винтом 7 весь фильтр присоединен к всасывающему патрубку.

Во время работы компрессора засасываемый воздух поступает в кольцевую щель между верхним и нижним кожухами и, пройдя сетчатый фильтр, очищается от пыли и через патрубок уходит в компрессор.

В компрессорах, имеющих систему регулирования производительности путем открытия всасывающего клапана, при работе вхолостую осуществляется самоочистка сухого фильтра. Сжатый воздух из цилиндра через открытые всасывающие клапаны выталкивается во всасывающий патрубок и по внутренней трубе, открыв по пути клапан S, поступает в поддон. Затем, пройдя гофрированную сетку, выходит в атмосферу. Часть сжатого воздуха выталкивается через сетчатый фильтр, который в этот момент очищается от пыли и песка.

Воздухосборник предназначен для накопления сжатого воздуха, уменьшения колебания давления сжатого воздуха при работе нескольких пневматических инструментов, снижения пульсации, вызываемой работой поршневого компрессора, отделения из сжатого воздуха масла и влаги и частичного его охлаждения. На поршневых компрессорах изменение давления воздуха в воздухосборнике используется для воздействия на систему автоматического регулирования производительности.

Воздухосборник (рис. 48) представляет собой сварной резервуар цилиндрической формы, состоящий из обечайки 1 и двух сферических днищ 3. К обечайке приварен патрубок 7 с фланцем для крепления нагнетательного трубопровода II ступени. Патрубок входит внутрь воздухосборника и имеет скос, который направляет сжатый воздух в сторону днища, что приводит к лучшей конденсации водяных паров и выпадению их из воздуха.

Воздухосборник

Рис. 48. Воздухосборник:
1 – обечайка; 2 – предохранительный клапан; 3 – днище; 4 – раздаточные вентили; 5 – вентиль для спуска конденсата; 6 – люк; 7 – патрубок

К обечайке 1 приварены ниппели с вентилями 4 для раздачи сжатого воздуха потребителям и бобышка с предохранительным клапаном 2. Снизу к корпусу приварен ниппель с вентилем 5 для спуска конденсата. В одном из днищ сделан люк 6 с крышкой на болтах, открыв которую можно осматривать внутреннюю поверхность воздухосборника и очищать ее от отложений.

На воздухосборнике устанавливают четыре–шесть раздаточных вентилей. Корпус 10 (рис. 49) изготовляют из ковкого чугуна. На корпус навернута крышка 7, в которую на резьбе ввернут шпиндель 9 с запорным органом 2 и уплотнительным кольцом 1. При повороте маховика 3 вправо шпиндель, вращаясь тоже вправо, опускается вниз и запорный орган с уплотнительным кольцом перекрывает внутренний канал в корпусе вентиля, не пропуская воздух из воздухосборника. При повороте маховика влево шпиндель вместе с запорным органом и кольцом поднимается вверх, открывая канал для прохода сжатого воздуха из воздухосборника к потребителю.

Раздаточный вентиль

Рис. 49. Раздаточный вентиль:
1 – уплотнительное кольцо золотника; 2 – запорный орган; 3 – маховик; 4 – накидная гайка;
5 – букса; 6 – сальниковая набивка; 7 – крышка; 8 – прокладка; 9 – шпиндель; 10 – корпус;
11 – ниппель

В торцовую наружную часть корпуса 10 ввернут на резьбе стальной ниппель 11 для насаживания шланга, по которому сжатый воздух поступает к потребителю. Чтобы шланг не сорвало с ниппеля, его крепят хомутами на болтах Для более надежного закрепления шлангов поверхность ниппелей рифленая.

От воздухосборника потребителю сжатый воздух подается по прорезиненным шлангам.

Обычно компрессорную станцию стараются доставить как можно ближе к месту работы. Если шланги не достают до места производства работ, для подачи сжатого воздуха прокладывают трассу из стальных труб. Трубы между собой соединяют муфтами или фланцами. Между фланцами для герметизации ставят прокладки из резины. Фланцы стягивают между собой болтами.

Техническое обслуживание. Из воздушного фильтра периодически сливают грязное масло, масляную ванну промывают керосином н заливают свежее масло до черты, отмеченной на корпусе.

Фильтрующий элемент моют в керосине и окунают в масло. Дав стечь излишнему маслу, ставят его на место.

В процессе эксплуатации следят за уровнем масла в поддоне фильтра. Излишнее масло вредно, так как оно будет уноситься потоком всасываемого воздуха в компрессор. При недостатке масла пыль не полностью улавливается фильтром, попадает в компрессор и вызывает ускоренное изнашивание его деталей.

Воздухосборник периодически осматривают, через отверстие люка очищают внутреннюю поверхность от отложений, после чего промывают сначала горячим содовым раствором, а затем горячей водой, чтобы остатки содового раствора не разъедали стенки, просушивают и проверяют, не осталось ли внутри каких-либо посторонних предметов. Особенно опасны горючие предметы (тряпки, куски дерева, концы), так как они могут быть причиной взрыва.

Воздухосборник работает под давление 0,6–0.7 МПа. Все сосуды (воздухосборники), работающие под давлением свыше 0,07 МПа, изготовляют и эксплуатируют в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

Воздухосборник на заводе-изготовителе подвергают гидравлическому испытанию давлением, превышающим рабочее (номинальное) в 1,5 раза. В паспорте воздухосборника делается отметка о том. что воздухосборник выдержал испытание.

В процессе эксплуатации воздухосборник необходимо периодически подвергать повторным испытаниям.


В данном разделе вы найдете множество полезной информации. Мы расскажем вам о компрессорах, компрессорных станциях, вакуум-насосах и другом оборудовании. Раскроем принципы работы и проведем сравнительный анализ. Информация актуальна как для профессионалов, так и для тех, кто недостаточно хорошо ориентируется в мире компрессорного оборудования.

Данный раздел регулярно пополняется. Воспользовавшись перечнем статей, вы сможете найти подходящий материал. Нам приятно делиться своими знаниями, и быть полезными для вас.