На передвижных компрессорных станциях с поршневыми компрессорами используют несколько видов систем регулирования производительности.
На компрессорах малой производительности использован редукционный клапан (рис. 53), отрегулированный на определенное давление винтом 1. После настройки винт закрепляют контргайкой 2. При давлении в компрессоре выше заданного сжатый воздух преодолевает действие пружины 4, шарик 6 поднимается вверх и излишний сжатый воздух выпускается в атмосферу. При этом приводной электродвигатель продолжает работать с постоянной частотой вращения.
На компрессорной станции ПКС-5 производительность регулируют вручную путем переключения передачи в коробке передач с низшей на высшую (иди наоборот) и дополнительно уменьшением (или увеличением) частоты вращения двигателя также вручную. Эта система не обеспечивает точного соответствия количества, вырабатываемого и потребляемого сжатого воздуха (возможен как недостаток, так и избыток сжатого воздуха). Избыток воздуха из воздухосборника выпускается в атмосферу через предохранительный клапан высокого давления. При частом включении предохранительного клапана высокого давления машинист рукояткой уменьшает подачу топлива в двигатель, а в случае необходимости переключает передачу в коробке передач. Так в течение смены машинист регулирует производительность компрессора.
На компрессорной станции ПП-1,5 производительность автоматически изменяется плавным изменением частоты вращения двигателя и, кроме того, дросселированием количества всасываемого воздуха (рис. 54, а). В систему включены преобразователь, впускной клапан 3 и регулятор производительности 4.
При достижении давления в воздухосборнике выше допустимого срабатывает преобразователь и пропускает воздух в регулятор производительности (рис. 54, б), где сжатый воздух, пройдя через штуцер 2, входит во внутренний канал 10 корпуса 6, давит на поршень 7 и перемещает его вместе со штоком и вилкой 9 влево. Вилка перемещает рычаг топливного насоса, уменьшается подача топлива, что приводит к снижению частоты вращения двигателя и, как следствие, к снижению подачи сжатого воздуха компрессором.
Сжатый воздух из воздухосборника 1 через преобразователь поступает еще и во впускной клапан 3, давит снизу на поршень, поднимает его вверх и постепенно перекрывает отверстие для прохода атмосферного воздуха в компрессор. Подача сжатого воздуха постепенно падает. Когда впускной клапан 3 полностью закроется, всасывание атмосферного воздуха прекратится и одновременно прекратится подача сжатого воздуха компрессором.
При увеличении расхода сжатого воздуха потребителями давление в воздухосборнике падает ниже допустимого, преобразователь прекращает подачу сжатого воздуха из воздухосборника в регулятор производительности и во впускной клапан, пружина 8 перемещает поршень, вилку 9 и рычаг топливного насоса вправо, увеличивая тем самым подачу топлива в двигатель. Двигатель начинает работать с номинальной частотой вращения, что приводит к увеличению подачи сжатого воздуха компрессором. Отсутствие давления сжатого воздуха на поршень впускного клапана приводит к тому, что впускной клапан открывается полностью и компрессор увеличивает подачу сжатого воздуха до максимума.
Система регулирования производительности компрессорной станции ПК-10 (рис. 55) состоит из регулятора давления I, устройства отжима всасывающих клапанов II и регулятора III топливного насоса IV.
При превышении заданного давления в воздухосборнике 14 сжатый воздух поступает по воздухопроводу через фильтр 13 в корпус 1 регулятора давления, отжимает пластину 2 клапана и пружину 3, проходит через зазор между пластиной 2 и внутренними стенками цилиндрической части корпуса и по воздухопроводу попадает в цилиндр, выполненный в крышке клапанной головки. Поршень 5 под давлением воздуха перемещается вниз и двигает шток 7 устройства отжима пластин, которое отжимает от седла пластины 9 всасывающих клапанов, открывая последние. Весь воздух, который вошел в цилиндр компрессора при такте всасывания, выталкивается обратно через открытые клапаны. Компрессор перестает сжимать воздух и подавать его потребителю, т. е. переходит на холостой режим работы.
Одновременно часть сжатого воздуха через регулятор давления I по воздухопроводу попадает и в корпус регулятора топливного насоса III и нажимает на поршень II, который через рычажную передачу воздействует на рейку топливного насоса 12, уменьшая подачу топлива и снижая частоту вращения двигателя.
При падении давления в воздухосборнике до заданного пластина 2 регулятора давления опускается под действием пружины 3 и прижимается к седлу. Подача сжатого воздуха в устройство отжима клапанов прекращается. Пружина 6 поднимает поршень 5 вверх, а вместе с ним поднимается все отжимное устройство. Клапанные пластины всасывающих клапанов освобождаются и начинают нормальную работу, а компрессор переходит на рабочий режим. Одновременно пружина 6 возвращает поршень на прежнее место н через рычажную систему воздействует на рейку топливного насоса, увеличивая подачу топлива и частоту вращения двигателя.