В литом корпусе расточен цилиндр, внутрь которого с эксцентриситетом помещен ротор 3 (рис. 58). В пазах ротора расположены радиальные пластины из текстолита.
Ротор 3 зубчатой муфтой 1 соединен с двигателем. При работе компрессора атмосферный воздух, пройдя воздухоочиститель и впускной клапан 9, поступает в рабочие полости компрессора. В них пластинчатый механизм сжимает воздух. Для охлаждения в сжимаемый воздух через каналы 10 масляным насосом 7 впрыскивается охлажденное масло. Сжатая масловоздушная смесь выталкивается в масловоздухосборник (одноступенчатый компрессор) или во II ступень компрессора (двухступенчатый компрессор). Во II ступени масловоздушная смесь продолжает сжиматься до рабочего давления, а затем, когда давление ее достигнет заданного, открывается обратный клапан 11 и через него смесь нагнетается в масловоздухосборник.
Масляный насос 7 установлен на крышке корпуса компрессора и приводится от вала ротора 5 II ступени компрессора. Компрессор прикреплен к раме станции болтами через амортизирующие прокладки 13.
Пластинчатый механизм (рис. 59) состоит из литого чугунного цилиндра 2, внутри расточки которого эксцентрично размещен стальной ротор 7 с пластинами 8 в его пазах. Ротор опирается на подшипники 5 и 9 и уплотнен сальниками. Внутренняя поверхность цилиндра растачивается, шлифуется, а затем полируется. С торцов цилиндр закрыт чугунными литыми крышками. Между крышками и торцами цилиндров помещены прокладки. В рабочую полость цилиндра через отверстия 3 масляным насосом подается охлажденное масло в большом количестве.
В двухступенчатых компрессорах цилиндры I и II ступеней соединены между собой межступенчатой трубой 8 (см. рис. 58), по которой масловоздушная смесь из цилиндра I ступени поступает в цилиндр II ступени. Каждый цилиндр имеет всасывающие и нагнетательные окна, расположенные наклонно по отношению к пластинам ротора, что обеспечивает равномерное изнашивание пластин.
Техническое обслуживание. Снижение давления воздуха в масловоздухосборннке или падение производительности компрессора свидетельствует о наличии неисправностей в роторно-пластинчатом механизме.
Снижение давления нагнетания в I ступени возможно при повреждении или износе пластин ротора этой ступени. При длительной работе пластины могут расслоиться и покоробиться. В этом случае компрессор разбирают и пластины, имеющие усадку, расслоение, коробление или износ более I мм, заменяют новыми.
Разборку, ремонт и сборку пластинчатого механизма производят в специально оборудованных мастерских.