В компрессорных станциях с приводом от двигателей внутреннего сгорания электрическую энергию используют для зажигания рабочей смеси в цилиндрах двигателя, питания электрического стартера (которым производят пуск двигателя), приборов освещения, сигнализации, контроля и измерения.
Источниками электрической энергии являются генераторы и аккумуляторные батареи.
Потребители электрической энергии (например, стартер, электролампы, переносная лампа) работают на постоянном электрическом токе. На станции принята однопроводная система электрооборудования отрицательный полюс источников тока присоединяют к металлическим частям станции («массе»).
Аккумуляторная батарея 10 (рис. 70, а) включается в сеть выключателем «массы» 11 и работает параллельно с электрическим генератором. Электрический генератор 1 переменного тока оснащен селеновым выпрямителем, преобразующим выработанный ею переменный ток в постоянный. В цепь «генератор–аккумуляторная батарея» включен реле-регулятор 4, который замыкает цепь для зарядки батареи. При малой частоте вращения генератора цепь тем же реле-регулятором 4 размыкается, прекращая поступление электрического тока в генератор из аккумуляторной батареи. Электрический стартер 12 включается с помощью реле 14 и выключателя 5. Для облегчения пуска двигателя в холодное время предусмотрена свеча 13 подогревания двигателя с дополнительным резистором 16, контрольным элементом 15 и выключателем 17 свечи.
Силу зарядного и разрядного тока показывает амперметр 6, температуру масла в двигателе – указатель 7, который работает в комплекте с преобразователем (датчиком) 8.
В систему освещения станций входят щиток приборов с выключателем, лампа освещения 21 и штепсельная розетка 18 для включения переносной лампы 20. Запускают двигатель станции в определенной последовательности. Поворотом выключателя 17 на 45° по часовой стрелке включают сначала свечу подогрева 13 и контрольный элемент 15. Питание идет от аккумуляторной батареи (генератор в этот период не работает, так как двигатель пока не запущен).
Поворотом выключателя 17 еще на 45° по часовой стрелке включают в работу реле 14, реле блокировки 22 и электростартер 12. Как только двигатель запустится и наберет нормальные обороты, ключ выключателя 17 поворачивают обратно на 90°. Электрический ток, выработанный генератором после пуска двигателя, через реле блокировки 22 поступает в реле, которое и отключает электростартер. Останавливают двигатель включением кнопки электромагнитного клапана 9. Клапан пропускает сжатый воздух в специальное пневмоустронство, которое прекращает подачу топлива и тем самым останавливает двигатель.
Для защиты от коротких замыканий в отдельные участки электросети включены плавкие предохранители.
Отдельную электрическую сеть (рис. 70, б), в которую включены фонари указателей поворота 24 и стоп-сигнала 23, вилкой 2 штепсельного разъема подключают к соответствующей электрической сети автомобиля так, чтобы при торможении автомобиля включался стоп-сигнал станции, а при включении задних фонарей-указателей поворота автомобиля включались фонари указателей поворота станции.
В компрессорной станции с электроприводом электрооборудование (рис. 71) работает от трехфазного асинхронного электрического двигателя 1. От питающей трехфазной электросети 4 электрическая энергия подводится к автоматическому выключателю 3 по силовому кабелю. При нажатии на кнопку 16 «Пуск» электрический ток по вспомогательной цепи (на рисунке обозначена тонкими линиями) поступает в катушки пускателя 2, которые замыкают основные контакты, и электрический ток включает электродвигатель. Кнопка 16 шунтируется (т. е. ее контакты соединяются вспомогательной параллельной цепью), что позволяет отпустить ее (разомкнуть), не прерывая цепь, и двигатель будет продолжать работу.
При нажатии на кнопку 15 «Стоп» вспомогательная цепь размыкается и размыкает основную цепь (на рисунке показан жирными линиями) – электродвигатель останавливается.
Включенный в цепь трансформатор 11 (380/220/12 В) питает электронагреватель 12, с помощью которого в зимнее время подогревается масло компрессора до нормальной вязкости и в нужном количестве поступает для смазывания узлов компрессора. Включается электронагреватель 12 пакетным выключателем 14. Трансформатор питает также лампу освещения 5, сигнальную лампу 8 контроля падения давления в масляной системе компрессора ниже минимального значения и штепсельную розетку 7 Сигнальная лампа загорается после срабатывания датчика минимального давления б.
От коротких замыканий цепи защищают предохранители 10 и 13.