Передвижные компрессорные станции

24. Элементы электрооборудования

Аккумулятор состоит из двух наборов пластин, погруженных в электролит (раствор серной кислоты в дистиллированной воде). Каждый отдельный аккумулятор имеет напряжение примерно 2 В. Для увеличения напряжения отдельные аккумуляторы соединяют мостиками 3 (рис. 72) последовательно (плюс-минус-плюс и т. д.) в аккумуляторную батарею. Для батареи с напряжением 12 В соединяют шесть аккумуляторов.

Аккумуляторная батарея и способы её проверки

Рис. 72. Аккумуляторная батарея и способы её проверки:
I – уровня электролита; II – напряжение аккумулятора; III – плотности электролита; 1 – пробка; 2 – крышка;
3 – мостик; 4 – полюсный штырь; 5 – ребра; 6 – сепараторы; 7, 8 – положительные и отрицательные пластины; 9 – моноблок

Аккумуляторная батарея характеризуется емкостью – количеством электроэнергии, которую она может отдать потребителю при падении своего напряжения до предельно допустимого значения.

Емкость аккумуляторной батареи измеряется в ампер-часах (А-ч). На компрессорных станциях нашли применение аккумуляторные батареи напряжением 12 В и емкостью 55–80 А-ч и более.

Обозначение аккумуляторной батареи характеризует ее тип и основные данные. Например, 6-СТ-55 обозначает, что батарея составлена из шести аккумуляторов (12 В), стартерного типа (СТ) и емкостью 55 А-ч.

Генератор (рис. 73) вырабатывает электроэнергию для питания электрическим током потребителей и для зарядки аккумуляторных батарей. Генератор получает вращение от двигателя, к кронштейну 1 которого он крепится болтом.

Генератор

Рис. 73. Генератор:
1 – кронштейны; 2 – выпрямительный блок; 3 – защитный кожух; 4 – контактный болт;
5, 10 – шарикоподшипники; 6 – провод с зажимом; 7 – щёткодержатель со щётками; 8 – шкив; 9 – вал ротора;
11 – ротор; 12 – статор

В корпусе генератора находятся ротор 11 и статор 12. Вал ротора вращается в подшипниках 5. 10. На корпусе установлены щеткодержатели 7 со щетками, которые прижимаются к контактным кольцам ротора. К боковым стенкам статора привернуты полюсные башмаки с обмотками возбуждения.

На конце вала ротора крепится шкив 8 привода генератора. Генератор имеет два вывода (контактный болт и провод с зажимом 6) и выпрямительный блок 2, преобразующий вырабатываемый переменный ток в постоянный.

Электрический стартер представляет собой корпус, в котором в подшипниках установлены якорь (вращающаяся часть) и статор с полюсами и обмотками (неподвижная часть). С торцов корпус закрыт крышками.

Для приведения во вращение коленчатого вала двигателя стартер оборудован шестерней привода, муфтой, соединяющей вал якоря с зубчатым венцом маховика двигателя. Работа стартера основана на взаимодействии магнитных полей обмоток возбуждения статора и якоря при прохождении по ним электрического тока от аккумуляторной батареи.

Привод стартера обеспечивает соединение шестерни с венцом маховика двигателя только на время пуска.

В настоящее время применяют стартеры с электромагнитным включением: при включении электрического тока тяговое реле вводит в зацепление шестерню привода с венцом маховика.

Техническое обслуживание. Аккумуляторная батарея с течением времени теряет емкость При хранении станции саморазряд батареи составляет примерно 1–2% в сутки. Техническое обслуживание заключается в систематической проверке ее состояния, в частности уровня электролита и степени заряженности.

В процессе эксплуатации следят за уровнем электролита (рис. 72, I). Пластины, не покрытые электролитом, подвергаются сульфатизации и выходят из строя.

Степень заряженности батареи проверяют по показаниям вольтметра в период работы стартера (под нагрузкой) или нагрузочной вилкой НВ-2 (рис. 72, II). Если напряжение не ниже 1,5 В, аккумулятор исправен, если ниже 0,4 В, аккумулятор требует ремонта, в остальных случаях требует зарядки.

Степень заряженности батареи можно установить по плотности электролита, которую определяют ареометром (рис. 72, III). Нормальной считается плотность 1,28. Если плотность упала до 1,15, аккумулятор полностью разряжен. Подзаряжать аккумулятор надо своевременно, не допуская падения напряжения и плотности электролита ниже нормы.

Генератор. Периодически протирают от пыли и грязи. Раз в два года его снимают с двигателя, разбирают, очищают от пыли, попавшей внутрь, и протирают чистой тряпкой.

Электростартер. Удаляют с него пыль и грязь, проверяют надежность присоединения проводов, смазку подшипников.

При обгорании контактов включателя стартера разбирают включатель и тщательно зачищают контакты. В момент пуска стартер включают в работу не более чем на 3–4 с и, как только двигатель завелся, выключают.

При пуске двигателя в холодную погоду желательно предварительно несколько раз провернуть двигатель вручную, чтобы нарушить пленку застывшего масла между поршнем и цилиндром.

Система освещения. Возможные неисправности: нарушение изоляции или обрыв проводов, ослабление контактов, перегорание нитей электроламп и др.

При обрыве проводов концы их зачищают, соединяют между собой (желательно пропаять) и изолируют поврежденное место изоляцией. Признак плохого контакта в сети – тусклое и прерывистое свечение электролампы. Для устранения неисправности зачищают окислившиеся контакты в осветительных приборах. Налет ржавчины в осветительных приборах осторожно устраняют с помощью керосина.

Перед началом смены, проводя осмотр станции, удаляют пыль, грязь и масло с проводов и проверяют их исправность.


В данном разделе вы найдете множество полезной информации. Мы расскажем вам о компрессорах, компрессорных станциях, вакуум-насосах и другом оборудовании. Раскроем принципы работы и проведем сравнительный анализ. Информация актуальна как для профессионалов, так и для тех, кто недостаточно хорошо ориентируется в мире компрессорного оборудования.

Данный раздел регулярно пополняется. Воспользовавшись перечнем статей, вы сможете найти подходящий материал. Нам приятно делиться своими знаниями, и быть полезными для вас.