Транспортирование. Для буксировки компрессорных станций используют грузовые автомобили (например, ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ-503Б). Как правило, станции буксируют по грунтовым дорогам на расстояние до 150-200 км. На более далекие расстояния их переправляют по железной дороге или в кузове грузового автомобиля. При перевозке на платформе или в кузове станцию закрепляют, чтобы она не могла самопроизвольно перемешаться по платформе.
Перед буксировкой особенно тщательно осматривают ходовое устройство. Шины подкачивают, доводя давление воздуха в них до указанного в инструкции (0,32–0.35 МПа). Осматривают протектор шин и удаляют случайно попавшие в покрышку острые предметы. Буксировать станцию с проколами, разрывами в покрышках или на полуспущенных и спущенных баллонах запрещается. Проверяют затяжку гаек на шпильках крепления дисков колес к ступицам. Ослабевшие гайки подтягивают специальным ключом из набора инструмента.
Осматривают и проверяют исправность поворотного механизма. При повороте дышла в сторону передние колеса должны одновременно поворачиваться за дышлом в ту же сторону. В горизонтальной плоскости дышло не должно иметь люфта более 20°.
Проверяют крепление рессор к раме, передней и задней осям. Листы рессор не должны иметь надломов. Ослабевшие гайки крепления рессор подтягивают. Проверяют крепление агрегатов станции к раме, надежность соединения дышла и страхующего троса с крюком буксирующей автомашины, исправность запоров на съемных щитах кузова.
Шоферу буксирующего автомобиля запрещается резко трогать с места и резко тормозить. Во время буксировки следует соблюдать Правила дорожного движения. Из кабины автомобиля в зеркало заднего вида шофер должен во время движения наблюдать за буксируемой станцией. Скорость буксировки по шоссе с асфальтовым покрытием не должна превышать 50–60 км/ч, а по грунтовым и проселочным дорогам — 10—20 км/ч.
Хранение. Различают три способа хранения: под холодным навесом (или на открытой площадке), в закрытом помещении и комбинированный, при котором основную часть машины хранят под навесом (или на открытой площадке), а наиболее подверженные коррозии агрегаты (например, электрооборудование, резинотехника) – на складе.
Перед остановкой на хранение проводят диагностирование компрессорной станции, затем техническое обслуживание. В период хранения контролируют техническое состояние. Общие требования, предъявляемые к хранению машин, изложены в ГОСТ 7751-85.
Для хранении компрессорных станций устраивают открытые площадки с твердым покрытием, для стока дождевой и снеговой воды ей придают небольшой уклон 2–3°. Площадки размещают в отдалении от жилых домов (не менее 50 м), оборудуют удобными подъездами, освещением и противопожарным инвентарем. На площадке не должно быть посторонних предметов (например, тары). Запрещается курить и использовать открытое пламя.
Расстояние между компрессорными станциями должно быть не менее 0,7 м.
Аккумуляторные батареи, изделия из резины (ремни, покрышки, камеры) снимают с компрессорных станций и хранят на складе в отдельных помещениях.
Моечное помещение оборудуют оборотным водоснабжением, чтобы не загрязнять окружающую среду.
По длительности различают межсменное (8–16 ч), кратковременное (до двух месяцев) и долговременное (более двух месяцев) хранение.
Между сменами машинист осматривает компрессорную станцию, проводит ежедневное техническое обслуживание (чистка, заправка топливом, маслом, тормозной и охлаждающей жидкостями, регулировка, устранение неисправностей), затормаживает ее, закрывает капот на замки, убирает инструмент, т. е. подготавливает станцию к работе в очередной смене.
Перед постановкой на кратковременное хранение проводят диагностирование и очередное техническое обслуживание (ТО-1 или ТО-2) станции в полном объеме, чтобы она в любой момент была готова к работе. Затем ее устанавливают на площадке, в помещении или под навес, где она будет защищена от атмосферных осадков. От самопроизвольного перемещения станцию затормаживают установкой под колеса деревянных брусков. Тормозную систему растормаживают, сцепление включают.
Для долговременного хранения станцию консервируют. Предварительно ее тщательно моют, диагностируют и проводят техническое обслуживание. На электродвигатель надевают чехол, чтобы в него не попала влага, закрывают бензиновый краник, чтобы бензин не поступал в карбюратор и не испарялся. Муфту сцепления включают, а тормозную систему растормаживают, клиновидные ремни привода вентилятора снимают со станции и сдают на хранение на склад. Охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя и конденсат из воздухосборника и холодильника спускают, затем приподнимают и устанавливают станцию на подставки, подведенные под раму, разгрузив тем самым рессоры и баллоны. В баллонах несколько снижают давление.
При консервации покрывают стенки цилиндров и клапанов компрессорным маслом. Для этого снимают крышки цилиндров, наливают в каждый цилиндр поршневого компрессора по 15–20 г компрессорного масла и медленно вручную проворачивают коленчатый вал за маховик. После того как стенки цилиндров и поршни будут обильно покрыты маслом, смазывают клапанные доски: погружают их в подогретое масло, затем, дав стечь маслу, ставят доски на место и закрывают крышками. Из компрессора спускают старое масло, картер промывают и заполняют свежей смазкой.
Двигатель внутреннего сгорания после обмывки и просушивания подвергают техническому обслуживанию. Внутренние полости герметизируют: отверстия закрывают пробками или заклеивают липкой бумагой. При консервации из двигателя (основного и пускового) и топливного насоса сливают масло, промывают их и заполняют свежим маслом. Свежее масло лучше предохраняет кривошипно-шатунный механизм и детали топливного насоса от коррозии.
Затем двигатель запускают, чтобы смазка проникла ко всем деталям. Для восстановления масляной пленки на деталях раз в месяц запускают и прогревают двигатель в течение нескольких минут. Если это невозможно, у дизельных двигателей открывают вилкой выхлопные клапаны и через выхлопные окна лейкой с мелкой сеткой заливают в каждый цилиндр по 100 – 130 г свежего масла. Затем ставят рычаг декомпрессора в положение «Пуск», а рычаг акселератора – в положение «Выключено» и проворачивают коленчатый вал 4–6 раз вручную.
В цилиндры карбюраторных двигателей автомобильное масло заливают через отверстия для свечей в количестве 40–50 г и проворачивают коленчатый вал 4–6 раз.
В период хранения (консервации) ежемесячно проворачивают коленчатый вал, чтобы восстановить масляную пленку на трущихся деталях кривошипно-шатунного механизма.
Аккумуляторные батареи снимают со станции и сдают на склад, где температура должна быть не выше 25 °С во избежание саморазрядки и преждевременного выхода батареи из строя из-за коррозии пластин. Перед сдачей па склад батарею полностью заряжают. Раз в месяц проверяют плотность электролита и в случае необходимости заряжают аккумуляторную батарею с помощью зарядного агрегата (плюс зарядного агрегата соединяют с плюсовым зажимом батареи, а минус – с минусовым).
В процессе длительного хранения периодически проводят очередное техническое обслуживание и контрольный осмотр станции. Во время осмотра проверяют состояние консервации, состояние пробок заглушек и обклеек на загерметизированных отверстиях. При необходимости консервацию подновляют.
Для защиты от воздействия атмосферной влаги места, где стерлась краска, зачищают шкуркой до металлического блеска, затем обезжиривают уайт-спиритом и окрашивают краской. Окрашенные части машины для лучшей сохранности покрывают слоем восковой пасты (одна часть парафина, семь частей скипидара) ПС-7 и ПС-40.
Подверженные коррозии металлические части защищают мазью: канифоль (5%), пресс-солидол Ж (20%) и масло И-40А (75%).