Несмотря на небольшой вес и малые размеры винтового компрессора, некоторые детали его работают в очень напряженных условиях, как, например, подшипники и уплотнения.
Для достижения высокой экономичности необходимо иметь минимальные эксплуатационные зазоры в роторе. Эти зазоры в значительной степени определяют надежность работы машины. Поэтому надежность работы винтовых машин в большей степени, чем у других типов компрессоров, зависит от автоматики. Разгрузка электродвигателя при пуске достигается предохранительным устройством, которое, как, например, в компрессорах фирмы Гутенхофнунгсхютте (ФРГ), воздействует на трехходовый электромагнитный клапан (см. рис. 79).
До момента включения тока клапан 6 обеспечивает доступ сжатого газа к поршню 7. открывающему предохранительный клапан 8. установленный на нагнетательном трубопроводе, и к перекрывающему всасывающий патрубок клапану 9. После пуска главного электродвигателя автоматическим реле через 10–16 сек подается напряжение на катушку электромагнитного клапана в, который перекрывает доступ сжатого газа к поршню 7 и выпускает сжатый газ, действующий на поршень. Вследствие этого откроется клапан 9 на всасывающем патрубке и закроется предохрани тельный клапан 8. Тогда компрессор начнет подавать сжатый газ через обратный клапан 10 в нагнетательный трубопровод.
Защита подшипников от задира при пуске компрессора осуществляется вспомогательным масляным насосом 11 с автономным электродвигателем. Только после его пуска и по достижении заданного давления масла первое реле давления 12 выключит блокирующее устройство, предохраняющее от пуска главный электродвигатель компрессора. Только тогда, когда главный масляный насос 14, расположенный на корпусе редуктора, поднимет давление масла до рабочего давления, второе реле давления 13 отключит вспомогательный масляный насос. Если по какой-либо причине давление масла упадет, второе реле 13 мгновенно включит световую и звуковую сигнализацию и введет в действие вспомогательный масляный насос. Такое падение давления масла происходит и при выбеге машины после отключения машины от сети; без вспомогательного масляного насоса могла бы произойти авария сильно нагруженных подшипников компрессора.
Если в период работы компрессора, несмотря на включение вспомогательного масляного насоса, давление масла падает, первое реле 12 выключит главный электродвигатель.
Имеется еще реле давления, которое воздействует на блокирующее устройство главного электродвигателя; пуск двигателя возможен только после пуска охлаждающей воды в компрессор. Если давление воды во время работы упадет – реле воды выключит главный электродвигатель и даст световой сигнал тревоги. Каждое отключение тока от главного электродвигателя означает отключение тока и от электромагнитного клапана в, который при отключении тока открывает проход сжатого газа на поршень 7, воздействующий на предохранительный клапан 8 и клапан 9. закрывающий всасывающий патрубок, поэтому компрессор будет разгружен при последующем пуске. Защита от превышения давления нагнетания сверх допустимого осуществляется реле давления газа 15, которое отключает ток от электромагнитного клапана 6, действующего на клапан 8. Дальнейшая защита осуществляется предохранительным клапаном 16, установленным обычно перед обратным клапаном 10. Некоторые предприятия, изготовляющие винтовые компрессоры, устанавливают датчик термореле на нагнетательном или промежуточном, между ступенями, трубопроводе; эти датчики останавливают компрессор при превышении температуры газа сверх допустимой, вследствие повышения температуры газа на всасывании, при недостатке охлаждающей воды или при загрязнении холодильника.
Как и в компрессорах других типов, агрегат имеет защиту электродвигателя от перегрузки.